Катя Улитина

Междисциплинарный художник, Москва.


Образование:


ICA Moscow, Институт современного искусства Иосифа

Бакштейна, Новые художественные стратегии.

Проектный менеджмент управления экспортно-

ориентированными стартапами, РЭУ им. Плеханова.

Лаборатория новых медиа, Винзавод;

Графическая мастерская Дмитрия Горелышева.

Архитектурно-Художественная Академия (НГАХА).


Практики:


Участница международных проектов, выставок и биеннале.

Резидентка мастерских Винзавода.

Сотрудничество с Балетом Москва, ЦИМ (Центр имени Вс. Мейерхольда), Театр.doc, Практика, ЦЕХ, и другими.

Практикующий коинсидентолог — коинсидентальный инженер, участник конференций, ридингов, семи сезонов Коинсидентального Института в ММОМА и в ГЭС-2.

Лектор в сфере современного искусства и межкультурных коммуникаций. Опыт преподавания в Вузах РФ (МГУ, МГППУ, МЮФА/МАСИ).

В Международных образовательных Институциях — Китай, ОАЭ.

Корреспондент в редакции АртУзла — авторская колонка “Тушь в темноте“.


Избранные проекты и выставки:


2024 — Финалист и участник лаборатории «Саундоснова» ГЭС-2, Своды.

2024 — Катя Улитина. Руинированное прошлое и головокружительное настоящее. Перфоманс, Особняк в Подколокольном переулке. Видео документация экспонировалась в пространстве ЦТИ «Фабрика», «Температура_ 5» и на проекте «Раскопки».

2024 — Участие в паблик-арт проекте «Быть здесь». На территории музея–заповедника «Горки Ленинские», перформанс «Лесной жемчуг».

2024 — «Лесной жемчуг», перформанс, MMOMA, Москва.

2024 — Новогодняя выставка резидентов Cube.Moscow

2023 — Перформанс Кати Улитиной «Мурмурация. Облако совпадений». Центральная платформа ГЭС-2.

2023 — Персональная выставка Кати Улитиной «Присвоение танца», Арма, Alle Hall, Москва.

2023 — Персональная выставка Кати Улитиной «Куда течет Кынгарга?», Cube Moscow

2023 — «Нейминг для Вулкана» Персональная выставка Кати Улитиной в рамках международного фестиваля Дансхэлп 2023 и в сотрудничестве с музеем-театром Булгаковский дом.

2023 — «Быстрее пуль_са» персональная выставка, Винзавод.

2022 — «К-фитнес», «Каскадный коллапс», перформанс, MMOMA, Москва.

2021— Лаборатория «К-фитнес», «Вий», перформанс, MMOMA, Москва.

2020 — Спецпроект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Группа поддержки» в Cube.Moscow, выставка самоорганизации Baseless.

2020 — Винзавод, групповая выставка самоорганизации Baseless, Не(без)основания.

2020 — Blazar, сателлит Cosmoscow art fair.

2020 — «Вне контекста». Участие в резиденции Шеньчженя (Китай), Московской БиблиоНочи и выставке современного искусства «Ничего нового».

2020 — Выставка галереи Граунд Солянка (Москва), проект "Партитура движения".

2019 — “Вектор”, Галерея «U.ge.», Санкт-Петербург. В рамках проекта «Открытые системы» Гаража. Материалы находятся в архиве музея, и включены в книгу о самоорганизациях в России в 2000ых.

2019 – Хаклаб MMOMA. Проект «Incredible box». ММОМА и Goethe-Institut Moskau: Немецкий культурный центр им. Гёте «Как нам всем оказаться в будущем?»

2010 – 15 мая Ночь музеев в Московском музее современного искусства. Перформанс «Manifest man”, Катя Улитина, Александр Андрияшкин.

2009 – 29 июня – 29 июля – персональная выставка в рамках спец проекта фестиваля ММОМА «Мастерская 20’09», Моя любовь, мои друзья. Московский музей современного искусства, Куратор - Дарья Камышникова.


Публикации:


2024 — Упоминание в Форбс, новости арт-рынка

2024 — Интервью для Сноб

2023 — Известия «Присвоение танца».

2023 — Интервью для BURO 24.

2022 — Интервью для АКИ: Created in Moscow.

2022 — Интервью для СМИ Винзавода. Яндекс Дзен.

2020 — Публикация на сайте Министерство культуры РФ, проект "Вне контекста".

2020 Публикация в каталоге “35x35 art project” Copelouzos Family Art Museum.

В 2019-м Серия графических работ Кати Улитиной в составе проекта «Смена», стали частью исследования проекта «Открытые системы» Гаража. Материалы находятся в архиве музея и включены в книгу о самоорганизациях в России в 2000-ых.

April 2019 — KALTBLUT Magazine Germany, Berlin, 4 полосы.

В 2017-м — Графическая работа “African girl” была напечатана на обложке книги по африканскому феминизму “African, Christian, Feminist:

The Enduring Search for What Matters”, автор Teresia Mbari Hinga.

В 2011-м — Проект “Помехи восприятия” вошел в каталог ММСИ, Свободные мастерские “My Love, My Friends” и был включен в Антологию российского видеоарта Том 3. Куратор и составитель Антонио Джеуза (Antonio Geusa)


Artist Statement


Центром исследования в моей практике является индивидуальное и коллективное тело, движение тел и их границы. Танец, перформанс, спорт, перемещение людей в городском пространстве, эффект толпы - в сфере моих интересов сосуществуют как очерченные, регламентированные практики, так и социальный танец, поведение групп и невербальный обмен информацией.


Телесные практики и рисунок являются основой моей художественной практики. Движение, которое я изучаю через собственное тело, лежит в основе графических работ, а они, в свою очередь, ложатся в основу хореографии. Так мне удается найти взаимосвязь между индивидуальным и коллективным телом, репрезентовать их друг через друга. Для меня важен эмпатический метод познания движения, рекурсия современного танца, в какой бы форме он ни существовал - все, что делает человек или группа, я рассматриваю как танец.


Основой телесных практик для меня является исследование границ тела и способов их преодоления. Я рассматриваю танец групп как мурмурацию, изучаю, как и почему появляются коллективные зажимы, а через собственную телесную практику узнаю, как устроено движение само по себе, на уровне физиологии. В моем опыте - балет, йога, современный танец, дыхательные и голосовые практики, серфинг, метод телесного синтезатора.


Рисунок же является самым быстрым медиумом, который позволяет в режиме реального времени, в момент наблюдения фиксировать импульс движения. Я намеренно не создаю излишне детализированных изображений, чтобы не потерять его - скорее, моя техника ближе к методам режиссерской раскадровки Эйзенштейна. Я стараюсь передать структуру танца - завязку, развитие, кульминацию и развязку, иногда включаю крупные планы, задаю импульс к невербальной коммуникации со зрителем через рисунок. Таким образом, в моих работах танец становится главным связующим между индивидуальным и коллективным, открывая пространство для невербальной коммуникации людей друг с другом и с художником.



© Katya Ulitina All rights reserved